Родители и дети


Когда приучать ребёнка к горшку?

На этот вопрос каждый родитель отвечает самостоятельно, руководствуясь личными представлениями о своевременности и целесообразности. Есть трудолюбивые сторонники "раннего высаживания", есть и те, кто откладывает приучение к горшку до тех пор, пока акты мочеиспускание и дефекации у ребёнка не станут более-менее произвольными. Позиции и той, и другой стороны прозрачны, хотя и не всегда достаточно обоснованы.

Сторонники раннего приучения к горшку, как правило, выдвигают следующие доводы:
- памперсы дороги и не всегда полезны для нежной кожи малыша;
- умение справлять нужду "по правилам" необходимо ребёнку, собирающемуся в детский сад;
- быстрое овладение полезным навыком - своеобразный показатель "общего развития" ребёнка.

 Аргументы оппонентов также отличаются разнообразием:
- слишком раннее высаживание грозит формированием комплексов у ребёнка, еще неспособного управлять сфинктерами;
- "хождение на горшкок" по звуку "пи-пи" или "а-а-а" - проявление простейшего условного рефлекса. При этом происходит подмена смысла действия: ребёнок не просится на горшок, а всего-навсего отвечает на звуковой раздражитель.  В результате, только-только научившись пользоваться горшком, ребёнок вдруг отказывается это делать , проявляя неожиданное упрямство. Почему? Да просто потому, что подрастающий человечек начинает чувствовать, когда мочевой пузырь пуст, а когда действительно требуется поспешить, чтобы штанишки не стали мокрыми. И родители со своим "пи-пи" вклиниваются не всегда вовремя. 
- приучение к горшку - трудоёмкий процесс, требующий сил и времени, поэтому его нужно начинать тогда, когда ребёнок готов к обучению.

 Все дети развиваются по разному и только вы, как родитель, можете сказать, проявляет ли ребёнок интерес и готовность к овладению гигиеническими навыками. С точки зрения физиологии эта готовность появляется в возрастном диапазоне от 18 до 30 месяцев, до этого возраста дети не могут контролировать мочевой пузырь и мускулатуру прямой кишки. До 18 месяцев также возможны "удачные попадания", но нужно понимать, что успехи в этом возрасте являются случайными и нестойкими. При этом ребёнок очень восприимчив к родительсткой критике.  Слишком активные родительские попечения могут разрушить формирующийся навык.

Признаки готовности ребёнка к обучению туалету:

 - Режим дефекации становится более-менее постоянным, стул мягкий и оформленный.
-  Подгузники остаются сухими 2-3  часа.
-  Ребёнок проявляет интерес к горшку и манипуляциям с ним, пытается имитировать действия взрослого по использованию горшка.
-  Ребёнок изучает собственное тело, понимает значения слов "пописал" и "покакал", самостоятельно избавляется от грязной и мокрой одежды, предпочитая остаться голышом.
-  Малыш пробует сесть на горшок или зайти в туалет, легко садится, приседает и поднимается.

Важно помнить, что кроме готовности малыша, должна быть и готовность взрослых. Нужно быть готовным к тому, что затраты времени на общение с ребёнком увеличатся. Процесс обучения должен быть постоянным и непрерывным, нельзя приучать ребёнка к горшку "по выходным" или " в первой половине дня", когда за малышом ухаживает няня. Удобнее всего начинать приучение к горшку летом  - тепло, одежда быстро сохнет, её легко снять, надеть, стирка также отнимает меньше времени.

Если "успехи" малыша должны быть нмедленно и радостно отмечены, то "неудачи", напротив, не должны вызывать бурной эмоциональной реакции. Максимум, что может позволить себе взрослый - указать ребёнку на горшок, объяснить, как вести себя, чтобы в следующий раз штанишки остались сухими.